ВЕБИНАР

Новая практика в терапии ХИМ и когнитивных нарушений

29 октября 2020

Онлайн-трансляция (без очного присутствия)

Материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям

Спонсоры Программа

Отчет

29 октября 2020 года с 17:00 до 18:00 прошел вебинар: Новая практика в терапии ХИМ и когнитивных нарушений.
581 врачей участвовали в онлайн-трансляции.

Научный руководитель: Соловьева Элла Юрьевна - д.м.н., профессор кафедры Неврологии РНИМУ им. Пирогова, врач высшей квалификационной категории.

Элла Юрьевна начала лекцию с уточнения дефиниции состояния «когнитивное расстройство» - это субъективное и/или объективное выявляемое ухудшение познавательных функций (внимания, памяти, гнозиса, праксиса, речи, мышления и других) по сравнению с исходным индивидуальным или средним возрастным и образовательным уровнями. Нарушения когнитивной функции влияют на эффективность обучения, профессиональную, бытовую и социальную деятельности.

Далее лектор напомнила физиологическое строение синапсосв и веществ, которые обеспечивают их активность - нейтротрансмиттеры или медиаторы. Все эти медиаторы (ацетилхолин, дофамин, норадреналин, серотонин, глутамат и ГАМК) регулируют когнитивные функции.

Профессор представила классификацию когнитивных нарушений:

- возрастного типа
- дегенеративного происхождения
- сосудистого типа

Особенное внимание Элла Юрьевна уделила последнему типу когнитивных расстройств, разобрав его этиопатогенетические механизмы. Основными причинными факторами сосудистой деменции являются собственно сосудистые поражения (атеросклероз, васкулиты амилоидная ангиопатия и др.), кардиальные нарушения (фибрилляция желудочков, кардиомиопатия и др.), коагулопатии и инволютивные процессы. В основе патогенеза лежат острая/хроническая ишемия, нарушение ГЭБ, кровоизлияние и аноксия.

Лектор подробно разобрала стадии ХИМ и когнитивных нарушений, привела различия между легкими, умеренными когнитивными расстройствами и деменцией. Разобрала классификацию сосудистой деменции (СД)  по  МКБ-10,  согласно которой выделяют:

  1. СД с острым началом (постинсультные) - F01.0
  2. Мультиинфарктные деменции - F01.1
  3. Подкорковая СД - F01.2
  4. Смешанная корковая и подкорковая СД - F01.3
  5. Другая СД - F01.8

Подробно осветив тему (острой) постинсульнтной деменции, Элла Юрьевна обратила внимание на то, что с применением современных методов нейровизуализации в структуре ЦВБ правомерно выделять не только макроангиопатии (по типу массивных инсультов), но и микроангиопатии - именно нарушение микроциркуляции в отдельных локализациях ГМ часто становятся причиной развития ПИКН (постинсультных когнитивных нарушений).

В базисе мульиинфарктных деменций лежит лакунарный инфаркт (поражение крупных пенетрирующих артерий), клинически он может проявляться разнообразно, в зависимости от локализации поражения. Преимущественно проявляется в виде корковое деменции.

Подкорковая СД связана с деструкцией еще более мелких сосудов в глубоких слоях белого вещества, клиника проявляется в виде болезни Бинсвангера, связанная с разобщением корково-подкорковых связей.

После этого в докладе лектора был представлен блок про проект

«Коннектом» (запущенный в США 2009г.), который изучает нервную систему человека как карту анатомических и межнейрональных связей, то есть представляет ЦНС в виде сетевых уровней. В этой концепции практически все заболевания ГМ приводят к нарушению архитектуры сетевых уровней и связей, а также процессов нейропластичности - это определяют как коннектопатию.

Основными препаратами, которую улучшают синаптическую пластичность, относятся нейромодуляторы, в частности, препарат фонтурацетам (нанотропил ново). Он оказывает многоуровневое положительное воздействие от клеточного до организменного уровней, что улучшает терапевтическую стратегию в коррекции когнитивных нарушений.

В заключение онлайн-семинара Элла Юрьевна ответила на вопросы слушателей и сформулировала необходимые рекомендации.

Видеоархив

Видеоархив и материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям.

ОТЗЫВЫ

Спасибо большое

Большое спасибо за познавательную лекцию

Спасибо, Элла Юрьевна, за актуальную и информативную лекцию.

Большое спасибо! Очень интересно!

Спасибо большое

Спасибо

Чат поддержки