Школа по педиатрии профессора Захаровой

Рациональное вскармливание

06 июля 2022

Онлайн-трансляция (без очного присутствия)

Материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям

Спонсоры

Отчет

6 июля 2022 года в 14:00 состоялась школа по педиатрии профессора Захаровой на тему: «Рациональное вскармливание». На онлайн-трансляции присутствовали 1 649 врачей.

Научный руководитель:

Захарова Ирина Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, Заведующая кафедрой педиатрии с курсом поликлинической педиатрии им. академика Г. Н. Сперанского, ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного последипломного образования» Минздрава России, Почетный профессор ФГАУ «НМИЦ Здоровья Детей» Минздрава России.

В начале заседания слушателям был представлен доклад на тему: «Поражение кожи при васкулитах у детей».

В начале лекции Татьяна Михайловна Творогова напомнила участникам определение термина васкулит и разобрала классификацию системных васкулитов. Одним из основных маркеров поражения сосудов малого калибра лектор выделила ANCA - далее слушателям были представлены основные показания для его назначения (кожный васкулит, гломерулонефрит, кровохарканье и другие).

В последующих блоках доклада Татьяна Михайловна разобрала с участниками основные диагностические и терапевтические аспекты следующих нозологий:

  • Геморрагический васкулит;
  • Узловая эритема;
  • Болезнь Кавасаки;
  • Синдрома психогенной пурпуры (Гарднера-Даймонда).

Далее слушателям был представлен доклад на тему: «Синдром Картагенера: что нужно знать педиатру?».

Ирина Николаевна Холодова привела определение синдрома Картагенера (СК) — это наследственное заболевание, которое является формой цилиарной дискинезии и включает в себя 3 компонента:

  • Обратное расположение легких/органов;
  • Хронические бронхоэктазы;
  • Патологии пазух носа (хроническая риносинусопатия).

Частота патологии составляет 1:30000-50000 среди родившихся детей. Синдром Картагенера возникает из-за мутаций в генах, ответственных за формирование реснитчатого эпителия, выстилающего слизистые оболочки дыхательных путей (гены DNAI1 и DNAH5).

Основными клиническими симптомами при СК являются частые респираторные заболевания (риниты, синуситы, бронхиты, пневмонии с рождения). Также у ребенка часто наблюдается отставание в физическом развитии, вялость, периодические головные боли, лихорадки, потеря обоняния и другие.

В завершении лекции Ирина Николаевна привела основные принципы диагностики и лечения синдрома Картагенера.

Заседание продолжили Ирина Николаевна Захарова и Ирина Владимировна Бережная с докладом на тему: «Нарушение вкуса и обоняния у детей, перенесших Ковид-19».

В начале доклада эксперты напомнили участникам ключевые анатомические и физиологические особенности обонятельного и вкусового анализаторов у детей. Также были представлены основные эпигенетические особенности, ассоциированные с функцией вкуса и обоняния.

Патогенетические механизмы поражения обонятельного и вкусового анализаторов при COVID-19 изучены не до конца. Однако установлено, что воспаление хеморецепторов может вызывать как аносмию, так и агезию. Также немаловажна способность вируса SARS-CoV-2 проникать в ткани головного мозга - некоторые исследования показали, что у пациентов на фоне COVID-19 может наблюдаться потеря серого вещества в лимбических областях коры ГМ, связанных с обонянием и вкусом.

В заключении доклада эксперты разобрали основные органические продукты, которые можно назначать ребенку при нарушении вкуса и обоняния.

В заключительной части заседания Александра Никитична Горяйнова выступила с докладом на тему: «Я не хочу своему ребенку давать гипотензивные средства. Последствия неконтролируемой артериальной гипертензии».

К основным последствия АГ при отсутствии лечения Александра Никитична отнесла:

  • АГ является предшественником нарушений сердечного ритма и недостаточности во взрослом периоде;
  • Ретинопатия;
  • Гипертрофия левого желудочка;
  • Нефропатия;
  • Поражение органов мишеней (поражение интимы, снижение эластичности артерией и сужение артериол сетчатки).

Лектор разобрала основные критерии АГ у детей, а также алгоритм действий при обнаружении гипертензии у ребенка. Слушателям были представлены ключевые способы немедикаментозной и фармакологической терапии. В заключительной части доклада Александра Никитична привела несколько клинических примеров АГ у детей из практики.

В течение всего заседания школы спикеры-эксперты отвечали на все вопросы слушателей, которые поступали в чат трансляции.

Видеоархив

Видеоархив и материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям.

Отзывы