Отчет
15 сентября 2023 года в 12:30 состоялся вебинар на тему «Подходы к диагностике речевых нарушений у детей». На онлайн-трансляции присутствовало 900 врачей.
Научный руководитель:
Морозова Елена Александровна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой детской неврологии КГМА-филиала ФГБОУ ДПО РМАНПО МЗ РФ, главный детский эпилептолог УЗ по г. Казани МЗ РТ, главный внештатный детский специалист невролог ПФО, Заслуженный врач РТ.
В начале своего доклада Елена Александровна напомнила участникам исторические аспекты диагностики и лечения речевых нарушений. Ученый Л.С. Выготский сформулировал положение о различном влиянии очага поражения на высшие психические функции человека и разницу степени повреждения в зависимости от возраста. Поражение одних и тех же зон головного мозга приводит к разным последствия у ребенка и у взрослого. В связи с высокой пластичностью детского мозга восстановление его функций возможно в большей степени.
Далее профессор напомнила, что когнитивные функции представляют собой наиболее сложно организованные функции головного мозга. В широком смысле когнитивными являются и управляющие функции (планирование, принятие решений, коррекция ошибок) и социальный интеллект (узнавание эмоций и мотивов поведения окружающих людей). К основным когнитивным функциям относятся:
- Память;
- Внимание;
- Праксис;
- Гнозис;
- Речь;
- Управляющие функции.
Когнитивные функции формируются в онтогенезе длительно - в базовом виде они образуются к 6-7 годам, наиболее сложно организованные из них завершают формирование к 12-15 годам и совершенствуются на протяжении всей жизни. Важной особенностью когнитивных функций является их тесная связь с эмоционально-волевой сферой, формированием характера и личности.
В следующем блоке Елена Александровна остановилась на факторах риска развития когнитивных нарушений в педиатрической практике. В частности, среди этиологических факторов общей задержки развития/ интеллектуальной недостаточности выделяют:
- Перинатальные патологии ЦНС;
- Пороки развития мозга;
- Нейроинфекции;
- Травмы ЦНС;
- Врожденный гипотиреоз;
- Генетические заболевания.
Кроме того, длительная многомесячная терапия стероидными препаратами может замедлить темпы формирования и мелкой дифференцировки тонких структур мозга плода, замедляя их созревания. В раннем возрасте у данных детей может наблюдаться замедленное моторное, психологическое и речевое развитие.
В заключительном блоке профессор уделила внимание медикаментозной терапии речевых нарушений, целью которой является стимуляция нейронального спраутинга (при отсутствии противопоказаний). В завершении образовательного мероприятия слушатели смогли задать Елене Александровне интересующие вопросы.
Видеоархив
Видеоархив и материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям.
Войти