Отчет
20 мая 2024 г. в 16:00 прошла встреча диалог-клуба «Алгоритмы практической неврологии» из цикла «Возрастная неврология» на тему: «Пациент «нежного возраста» на приеме у невролога». На онлайн-трансляции присутствовало 585 врачей.
Научный руководитель:
Соловьева Элла Юрьевна – д.м.н., профессор, заведующая кафедрой неврологии ФДПО ИНОПР РНИМУ им. Н.И. Пирогова, врач-невролог высшей категории, заведующая НИЛ биомедицинских исследований в неврологии РНИМУ им. Н.И. Пирогова.
Приглашенный лектор:
Светлана Александровна Чекалова – зам. руководителя НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков МЗ России по научной работе, д.м.н., доцент.
В начале доклада Светлана Александровна напомнила участникам, что когнитивные функции - это высшие психические функции мозга, с помощью которых осуществляется процесс рационального (осознанного) познания мира - восприятие, внимание, память, мышление, праксис и речь. Основные когнитивные функции формируются в онтогенезе к 6-7 годам, наиболее сложные - к 12-15 годам и могут совершенствоваться в течение всей жизни. Важная особенность когнитивных функций - тесная связь с эмоционально-волевой сферой, формированием характера и личности. По патогенетическим особенностям выделяют следующие типы когнитивных нарушений:
- Функциональные (обратимые - развиваются на фоне психогенных факторов в виде переутомления, стресса и других);
- Органические (развиваются вследствие органического поражения мозга):
- Перинатальная патология ЦНС;
- Врожденные пороки развития головного мозга;
- Соматические заболевания (в т.ч. эндокринопатии);
- Эпилепсия, РАС и другие неврологические/психиатрические заболевания с ранним дебютом;
- Генетические заболевания (в т.ч. обменные патологии);
- Черепно-мозговые травмы;
- ОНМК;
- Объемные образования головного мозга;
- Нейроинфекции.
Особое внимание лектор уделила перинатальным поражениям ЦНС и их синдромальной диагностике. Далее слушателям были представлены конкретные типы когнитивных нарушений у детей различного возраста (в частности, речевые расстройства, дисграфия, дилексия, дискалькулия).
В заключительной части лекции Светлана Александровна разобрала проблематику синдрома дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ) у детей различного возраста с указанием критериев для постановки данного диагноза и алгоритма терапии заболевания.
Заседание продолжила Элла Юрьевна и обратила внимание слушателей на глобальном тренде старения населения, а также выделила несколько факторов риска развития синдрома старческой анемии:
- Возраст (обычно старше 80 лет, но возможно и в 60-70 лет);
- Семейное положение (реже у людей в браке);
- Уровень образования (у людей с более низким образованием);
- Урбанизация;
- Социально-экономические условия.
В следующем блоке профессор разобрала основные гериатрические синдромы (соматические, психические и социальные) и их ассоциацию с развитием «хрупкости» и старческой астении.
Элла Юрьевна представила основные методы регуляции когнитивных функций с помощью влияния на холинергическую, дофаминергическую, норадренергическую, серотонинергическую и ГАМК-ергическую системы, а также напомнила слушателям ключевые подходы к оптимизации медикаментозной терапии в случае лечения пожилых пациентов - прием только необходимых лекарственных средств и избегание полипрагмазии.
В заключительной части образовательного мероприятия эксперты сформулировали для участников необходимые рекомендации и ответили на их вопросы.
Видеоархив
Видеоархив и материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям.
Войти