ШКОЛА ПО ПЕДИАТРИИ ПРОФЕССОРА ЗАХАРОВОЙ

Амбулаторная педиатрическая помощь

18 августа 2021

Онлайн-трансляция (без очного присутствия)

Материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям

Спонсоры Программа

Отчет

18 августа 2021 года в 14:30 состоялась Школа по педиатрии профессора Захаровой на тему: "Амбулаторная педиатрическая помощь". На онлайн- трансляции присутствовали 1 846 врачей.

Научный руководитель конференции:

Захарова Ирина Николаевна, доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач РФ, Заведующая кафедрой педиатрии с курсом поликлинической педиатрии им. академика Г.Н. Сперанского, ФГБОУ ДПО

«Российская медицинская академия непрерывного последипломного образования» Минздрава России, Почетный профессор ФГАУ «НМИЦ Здоровья Детей» Минздрава России.

Ирина Николаевна Захарова и Ирина Владимировна Бережная выступили с первым докладом на тему: «Дифференциальный диагноз острых кишечных инфекций у детей».

В начале лекции Ирина Николаевна напомнила участникам школы, что инфекционные диареи могут иметь различный генез (вирусный, бактериальный, паразитарный, микст инфекции) и общие клинические проявления:

  • Лихорадка;
  • Боль в области живота;
  • Тошнота и рвота;
  • Диарея.

Классификация острых кишечных инфекций (ОКИ) может осуществляться по нозологическому принципу, по топике поражения ЖКТ (гастрит, гастроэнтерит, энтероколит, энтерит итд), а также по этиопатогенетическому принципу (инвазивный, осмотический, секреторный).

Ирина Владимировна привела слушателям данные о том, что в рутинной клинической практике этиология ОКИ в подавляющем большинстве случаев остается неустановленной. В связи с этим рутинное бактериологическое исследование кала при остром гастроэнтерите не рекомендовано.

Лекторы привели основные показания для назначения бак.посева кала:

  • Возраст < 3 месяцев;
  • ИТШ и сепсис;
  • Диарея более 10 дней, лихорадка, кровянистый стул;
  • Иммунодефицит различного происхождения;
  • Основное хроническое заболевание в анамнезе;
  • Эпидемия определенной инфекции;
  • Дети, приехавшие из иностранных государств;
  • Хроническая диарея (более недели).

В завершении доклада спикеры продемонстрировали дифференциально- диагностические признаки различных диарей и продемонстрировали несколько клинических случаев ОКИ из своей практики. Также были приведены основные показания для антимикробной терапии при различных течения ОКИ.

Заседание школы продолжила Нарине Григорьевна Сугян и выступила с докладом на тему: «Ахалазия у подростка: диагностический поиск».

Лектор напомнила слушателям, что ахалазия кардии (мегаэзофагус) - это идиопатическое нервно-мышечное заболевание, которое проявляется функциональным нарушением проходимости кардии вследствие дискоординации между глоткой, рефлекторным раскрытием нижнего пищеводного сфинктера (НПС) и двигательной и тонической активностью ГМК пищевода.

Нарине Григорьевна привела наиболее распространенные теории этиопатогенеза ахалазии кардии - генетическую, аутоиммунную и инфекционную. Также участникам была представлена основная триада клинических симптомов при ахалазии кардии:

  1. Дисфагия. Постоянный симптом, часто усиливается после нервного возбуждения, зависит от температуры и консистенции принимаемой еды.
  2. Боль в грудной клетке. Локализуется за грудиной, может иметь сдавливающий/сжимающий характер и иррадиировать в шею, нижнюю челюсть или спину.
  3. Регургитация. Заброс остатков пищи без примеси желчи и желудочного сока вследствие её застоя в пищеводе. Усиливается при наклонах туловища вперед, горизонтальном положении и других движениях, усиливающих внутрибрюшное давление.

Помимо вышеуказанной триады ребенка могут беспокоить кашель, диспноэ, рецидивирующие пневмонии и потеря массы тела.

В заключении доклада лектор привела слушателям основные направления в лечении ахалазии кардии.

Заседание продолжила Ирина Игоревна Пшеничникова с докладом на тему: «Ведение детей с нарушениями липидного обмена».

Ирина Игоревна привела участникам заседания особенности, на которые следует уделять при сборе анамнеза и физикальном осмотре. Необходимо уточнить у ребенка (родителя) наличие хронических заболеваний, характер питания, наличие жажды/полиурии, прием лекарственных препаратов, а также психосоциальные особенности (обстановка в школе, семье; обычное настроение ребенка, активность, вялость, снижение памяти или ухудшение успеваемости).

При физикальном обследовании необходимо отметить следующие параметры:

  • Антропометрические данные;
  • Распределение жировой клетчатки;
  • Наличие/локализация отеков;
  • Сухость кожи, наличие стрий;
  • Черный акантоз, пигментация;
  • Иктеричность кожи и слизистых оболочек.

В завершении лекции спикер привела основные терапевтические схемы при лечении дислипидемии у детей различного возраста (8-10 лет и > 10 лет).

С заключительным докладом на тему: «Направление ребенка к детскому эндокринологу» выступила Мария Александровна Симакова.

Лектор напомнила слушателям основные этиопатогенетические особенности ожирения и метаболического синдрома в детской практике, а также привела их классификацию.

Мария Александровна подробно остановилась на эндокринных расстройствах, которые приводят к ожирению. Большинство эндокринопатий, вызывающих увеличение веса, связаны со следующими патогенетическими механизмами:

  • Эндогенный или экзогенный избыток глюкортикостероидов (с. Кушинга или на фоне терапии кортикостероидами);
  • Гипотиреоз;
  • Дефицит соматотропного гормона;
  • Псевдогипопаратиреоз типа 1а (наследственная остеодистрофия Олбрайта).

В завершении лекции Мария Александровна разобрала особенности клинической диагностики ожирения у детей младшего и подросткового возрастов, а также привела основные цели и схемы лечения ожирения и метаболического синдрома в педиатрической практике.

В течение всего заседания школы спикеры-эксперты отвечали на все вопросы слушателей, которые поступали в чат трансляции.

Видеоархив

Видеоархив и материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям.

ОТЗЫВЫ

Спасибо большое за прекрасную конференцию! Как всегда актуально, интересно, практически ориентировано!

Спасибо большое за представленную информацию. Особая благодарность Ирине Николаевне за регулярные профессиональные встечи на этой площадке, за актуальную информацию и профессионализм!

Большое спасибо Ирине Игоревне за важное сообщение.

Огромное спасибо всем организаторам, лекторам, лично нашей уважаемой Захаровой Ирине Николаевне за очень интересную, практически значимую, уникальную информацию! Спасибо, что делитесь с нами бесценным опытом!!!

Огромный труд! Изумительный материал! Спасибо лекторам и организаторам!

Спасибо организатору мероприятия и всем лекторам за очень интересные сообщения!

Чат поддержки