Top.Mail.Ru
 
Для просмотра мероприятий вам необходимо заполнить обязательные поля профиля. Перейдите по ссылке в личный кабинет для этого. Пока вы не заполните профиль к просмотру будут доступны только первые 15 минут просмотра каждого мероприятия.

РЕГИОНАЛЬНАЯ ШКОЛА РНМОТ

XXVII Региональная школа практикующего врача

Влияние гастроэзофагеального рефлюкса на дыхательные пути у детей и взрослых

03 сентября 2022

Онлайн-трансляция (без очного присутствия)

Программа Спонсоры

Отчет

3 сентября 2022 г. в 10:00 состоялась XXVII Региональная школа практикующего врача на тему: «Влияние гастроэзофагеального рефлюкса на дыхательные пути у детей и взрослых». На онлайн-трансляции присутствовали 1 860 врачей.

Научный руководитель:

Баранов Константин Константинович  к.м.н., заведующий оториноларингологическим отделением ФГБУ ФНКЦ ФХМ ФМБА России, ассистент кафедры оториноларингологии ФГАОУ ВО РНИМУ им. Н.И. Пирогова Минздрава России; автор более 50 научных трудов (печатные работы, статьи в журналах, монографии, клинические рекомендации) и 2-х патентов РФ на изобретение.

Лектор:

Распопина Наталья Автандиловна – д.м.н. профессор кафедры терапии ФУВ ГБУЗ МО МОНИКИ им. М. Ф. Владимирского, член Европейского респираторного общества.

В начале доклада Константин Константинович напомнил слушателям термин гастроэзофагеальной рефлюксной болезни (ГЭРБ) и основной ключевой фактор патогенеза заболевания - регулярная и патологически высокая частота и/или длительность эпизода забросов содержимого желудка в пищевод. Далее лектор с позиции врача-оториноларинголога разобрал один из ассоциированных с ГЭРБ аспектов - ларингофарингеальный рефлюкс - ретроградное попадание желудочного содержимого в просвет гортаноглотки. Основными симптомами этого рефлюкса являются:

  • Дисфония или охриплость;
  • Кашель;
  • Ощущение кома в горле;
  • Дискомфорт и ощущение слизи в горле;
  • Дисфагия.

Далее спикер подробно остановился на вопросе патогенеза и диагностики внепищеводных проявлений ГЭРБ. В частности, патогенез риносинусита на фоне ГЭРБ не имеет однозначной теории и подразделяется на 2 возможных механизма - непосредственное и/или рефлекторное (вазовагальное) раздражения слизистой оболочки, которые приводят к бронхоконстрикции и кашлю, на фоне которых заброс содержимого желудка может осуществлять в полость носа и околоносовые пазухи. Также ГЭРБ ассоциирован с нарушением мукоцилиарного клиренса слизистой оболочки носовой полости, что также может рассматриваться в качестве триггера воспалительного процесса в ОНП.

Далее лектор привел актуальные эпидемиологические данные по распространенности ЛОР-патологий среди детского и взрослого населения, а также детально разобрал ключевые диагностические и терапевтические особенности основных заболеваний уха, горла и носа.

Заседание продолжила Наталья Автандиловна - в начале своего доклада профессор привела клинический пример пациента с ГЭРБ с клинической картиной схожей с бронхиальной астмой (БА). Было отмечено, что сочетание БА и ГЭРБ наблюдается у 34-89% пациентов, при этом в 1/4 случаев рефлюкс клинически не проявляется.

Особенностью сочетанного течения ГЭРБ и бронхиальной астмы является преобладание в клинике легочной симптоматики над симптомами со стороны пищевода. При этом, в ряде случаев пациенты замечают, что усиление проявлений симптомов со стороны ЖКТ предшествует обострению астмы.

Патогенез легочных заболеваний (в т.ч. БА) на фоне ГЭРБ обусловлен двумя механизмами:

  1. Развитие бронхоспазма в результате заброса желудочного содержимого в дыхательные пути;
  2. Индуцирование приступа удушья в результате стимуляции рецепторов n.vagus дистальной части пищевода.

В заключительных блоках доклада Наталья Автандиловна привела основные методы диагностики сочетанного течения ГЭРБ и респираторных заболеваний, а также актуальные рекомендации по лечению данных патологических состояний.

В завершении вебинара эксперты ответили на все интересующие слушателей вопросы.

Видеоархив

Видеоархив и материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям.

ОТЗЫВЫ

Спасибо огромное, очень познавательные и актуальные темы.

Спасибо огромное за интересную лекцию, это очень интересная тема.

Прекрасный доклад!!! Благодарю!!!

Уважаемые спикеры благодарю Вас за замечательную лекцию!!!

Чат поддержки