СЕРИЯ ВЕБИНАРОВ «ПОИСК ИСТИНЫ В МЕДИЦИНЕ. ПРАВДА И НИЧЕГО КРОМЕ ПРАВДЫ»
Обструкция у детей на фоне острой респираторной инфекции - это астма?
16 апреля 2024
Онлайн-трансляция (без очного присутствия)
Отчет
16 апреля 2024 г. в 17:00 состоялся вебинар в рамках серии «Поиск истины в медицине. Правда и ничего, кроме правды» на тему «Обструкция у детей на фоне острой респираторной инфекции- это астма?». На онлайн-трансляции присутствовало 594 врачей.
Вебинар проходил в рамках серии регулярных встреч-дискуссий высоких специалистов медицины с противоположными взглядами на проблематику, и с интерактивной возможностью для слушателей высказаться и выбрать одну из позиций.
Научный руководитель:
Новик Геннадий Айзикович – д.м.н., профессор, главный детский специалист по профилактической медицине Северо-Западного федеративного округа Министерства здравоохранения Российской Федерации. Главный аллерголог-иммунолог СЗФО МЗ России.
Приглашенный лектор:
Вишнева Елена Александровна – д.м.н., профессор РАН, заместитель руководителя по науке НИИ педиатрии и охраны здоровья детей Научно-клинического центра №2 ФГБНУ «Российский научный центр хирургии им. акад. Б.В. Петровского».
В начале своего доклада Геннадий Айзикович отметил, что такой симптом как «свистящее» дыхание встречается практически у 30-50% детей в течение первых 6 лет жизни. «Свистящее» дыхание или wheezing (визинг) есть ни что иное как бронхообструктивный синдром - в клинической практике выделяют следующие типы визинга:
- Эпизодический вирусный wheezing (ребенок «хрипит» только во время обычно клинически диагностированной вирусной респираторной инфекции и не имеет симптомов между заболеваниями;
- Мультитригерный wheezing (ребенок «хрипит» во время вирусных респираторных заболеваний, а также между ними, например, при возбужденном поведении, воздействии аэроаллергена и холодного воздуха).
Также лектор напомнил, что обычно дебют бронхиальной астмы приходится на ранний детский возраст (до 5 лет) и в этом периоде у детей рецидивирующие эпизоды бронхообструктивного синдрома (wheezing) могут отмечаться более 3 раз в году вне связи с респираторной инфекцией. В современной клинической практике также выделяют прогностический индекс астмы (API) - наличие 4 и более эпизодов свистящих хрипов за прошедший год у ребенка в возрасте до 3 лет.
Профессор детально остановился на вопросе клинических фенотипов и эндотипов бронхиальной астмы у детей, отметив важность персонализированного подхода в терапии БА. Также слушателям были представлены актуальные способы вариантов лечения, которые модифицируют течение бронхиальной астмы - аллерген-специфическая иммунотерапия или АСИТ. Также лектор подробно разобрал актуальные комбинации по использованию ингаляционных кортикостероидов с коротко и длительно действующими бета-2-агонистами.
В завершении доклада Геннадий Айзикович резюмировал свою позицию и отметил, что к истинной астме следует относить все случаи персистирующей бронхообструкции у детей, мультитриггерный «визинг» и исчезновения симптомов бронхообструкции на фоне противоастматической терапии.
Елена Александровна продолжила заседание и напомнила эпидемиологические данные по распространенности бронхиальной астмы (БА) в мире. Также лектор отметила особенности течения острой респираторной инфекции (ОРИ) у детей, которая преимущественно имеет вирусную природу и осложняется инфекциями ЛОР-органов, трахеитом, бронхитом, бронхиолитом и пневмонией.
В следующем блоке доклада профессор остановилась на вопросе рецидивирующих ОРИ, отметив важность диагностики красных флагов, которые могут указывать на первичный иммунодефицит. Также спикер разобрала основные клинические проявления острой риновирусной и респираторно-синцитиальной инфекции и их отличия от классического дебюта бронхиальной астмы у детей младше 5-летнего возраста.
В заключительной части лекции участникам были представлены современные тактики по ступенчатой терапии бронхиальной астмы. В завершении доклада Елена Александровна разобрала персонализированный подход к ведению пациентов с БА различного возраста, согласно новейшим клиническим рекомендациям и стандартам.
В заключении онлайн-семинара эксперты ответили на интересующие вопросы аудитории.
Видеоархив
Видеоархив и материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям.
Войти