Отчет
14 июня 2024 г. в 16:00 состоялся вебинар «Последствия речевых нарушений у детей». На онлайн-трансляции присутствовало 583 врачей.
Научный руководитель:
Чутко Леонид Семенович – д.м.н., профессор, руководитель Центра поведенческой неврологии Института мозга человека имени Н.П. Бехтеревой Российской академии наук (Санкт-Петербург).
В начале доклада Леонид Семенович напомнил участникам общие функции речи:
- Коммуникативная (информационная, волеизъявляющая и экспрессивная);
- Регулирующая;
- Когнитивная (в социальном и индивидуальном аспектах).
Также профессор разобрал этапы формирования связного высказывания детей по А.Р.Лурии (1975) - мотив/внутренняя речь/поверхностно-синтаксическая организация высказывания и моторная кинетическая организация речи. Далее участникам была представлена актуальная классификация речевых нарушений по происхождению:
- Первичные (не имеют выраженных нарушений развития за исключением развития языка и речи);
- Вторичные (ассоциируются с сенсорными, неврологическими, когнитивными или социально-эмоциональными дефицитами).
Леонид Семенович напомнил, что алалия - это системное недоразвитие речи вследствие поражения корковых речевых зон в доречевом периоде. Алалия является синдромом и не может выставляться врачом-неврологом/психиатром в качестве самостоятельного диагноза. Далее спикер остановился на уровнях общего нарушения речи:
- Первый уровень - полное или почти полное отсутствие словесных средств общения;
- Второй уровень - ребенок владеет речью, но её несовершенство грубо выражено. Общение осуществляется посредством достаточно постоянных, хотя и искаженных в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств;
- Третий уровень - отдельные пробелы в развитии фонетики, лексики и грамматического строя речи.
В следующем блоке профессор детально разобрал специфические расстройства речевого развития (СРРР). Данные расстройства встречаются у 7.5% детей от всей детской популяции и чаще всего у мальчиков (как минимум в соотношении 1,3:1). К факторам риска развития специфических расстройств речевого развития относят низкий вес при рождении, хроническую внутриутробную гипоксию плода, острые гипоксические состояния во время родов и показатель Апгар менее трёх на 5 минуте. К СРРР относят следующие нозологии:
- Специфическое расстройство речевой артикуляции;
- Расстройство экспрессивной речи;
- Расстройство рецептивной речи.
Лектор подробно представил клинико-диагностические особенности для каждого из вышеуказанного специфического расстройства речевого развития. Также участникам были приведены краткосрочные и долгосрочные последствия СРРР для ребенка:
- Повышенная утомляемость и невнимательность;
- Гиперактивность;
- Импульсивность;
- Диспраксия;
- Повышенная тревожность.
В заключительной части вебинара Леонид Семенович остановился на разборе медикаментозных способов лечения речевых нарушений и их последствий в детской практике, а также ответил на вопросы аудитории.
Видеоархив
Видеоархив и материалы конференции доступны только зарегистрированным пользователям.
Войти